25 марта прошел второй день Ташкентского международного инвестиционного форума, в рамках которого состоялось более 15 мероприятий, в том числе «круглые столы», встречи, диалоги, панельные дискуссии, церемонии подписания документов.
Важным событием в сфере логистики стало проведение панельной дискуссии «Новый этап в развитии транспортно-логистической инфраструктуры».
Спикерами дискуссии выступили министр транспорта Республики Узбекистан Илхом Махкамов, заместитель министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Бадриддин Абидов, член Национального собрания Пакистана Мухаммад Якуб Шейх, председатель правления АО НК «Казахстан Темир Жолы» Нурлан Сауранбаев и генеральный секретарь Межправительственной комиссии TRACECA Асет Асавбаев.
Роль модератора выполнял генеральный директор АБР по Центральной и Западной Азии Евгений Жуков.
В ходе встречи обсуждались ключевые приоритеты для активного развития железнодорожного, воздушного, автомобильного пассажирского и грузового транспорта, актуальность совершенствования цифровой инфраструктуры для модернизации логистических услуг, наиболее привлекательные модели финансирования для расширения логистического потенциала.
В прошлом регион Центральной Азии уже играл консолидирующую роль в азиатской цивилизации. Здесь располагался центральный связующий узел Великого шелкового пути, так называемый логистический хаб. По нему перевозились не только материальные ценности, но и нематериальные активы — опыт, достижения и научные мысли народов Евразии. Сегодня Узбекистан также занимает выгодное географическое расположение в самом сердце Центральной Азии.
Министр транспорта Республики Узбекистан Илхом Махкамов отметил:
– Транспортная площадка Ташкентского международного инвестиционного форума – это шанс расширить сотрудничество государственных органов и частных компаний. Обсуждение вопросов, связанных с этапами развития транспортной системы, с аудиторией форума служит налаживанию взаимовыгодных связей и плодотворной работе.
Сегодня все страны Центральной Азии развиваются и поступательный рост экономики требует совершенствования транспортно-коммуникационных систем. Республика Узбекистан – это единственная страна, имеющая прямой выход ко всем странам Центральной Азии, что может послужить хорошим мостом для расширения связей между Китаем, Европой и другими странами.
Министр также обратился к представителям бизнес-сферы, особо отменив, что процессы глобализации, происходящие в мире, требуют интеграции местных транспортных систем в международные. Активное внедрение ИТ-решений не только повысит производительность и качество, но и является экономически оправданным шагом.
Он также заверил, что ведомство открыто для диалога с частным сектором и будет всячески поддерживать их участие в вопросах совершенствования транспортной сферы.
Улучшений в этом направлении можно добиться с помощью электронного документооборота и упрощения таможенных процедур, отметил генеральный директор АБР по Центральной и Западной Азии Евгений Жуков.
Заместитель министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Бадриддин Абидов обозначил основные приоритеты транспортного коридора «Север-Юг», трудности и дальнейшие планы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры.
Замминистра отметил намерение страны найти новые способы диверсификации торговых путей. Так как Узбекистан – развивающаяся страна, перед которой стоят множество задач и целей, республика должна объединить свои усилия с другими странами Центральной Азии для повышения эффективности передвижения грузов.
Принимаются большие усилия для развития торгового маршрута с Кабулом и облегчения процесса торговли с Пакистаном и Юго-восточной Азией.
Узбекистан также будет продолжать взаимодействие с партнерами в рамках программы АБР по созданию нового экономического коридора между городами Шымкент, Ташкент, Худжанд и прилегающими областями. Отмечено, что «Китай — Кыргызстан —Узбекистан» является еще одним перспективным направлением.
Председатель правления АО НК «Казахстан Темир Жолы» Нурлан Сауранбаев подчеркнул, что для грузоотправителей важную роль играют сроки транспортировки, цены и стабильность. Соответственно, именно на эти моменты стоит обращать внимание при проведении реформ.
Генеральный секретарь Межправительственной комиссии TRACECA Асет Асавбаев: «Транспортной составляющей на площадке Ташкентского международного инвестиционного форума посвящены минимум две сессии. Это показывает актуальность вопроса для республики. Вопросы транспортной доступности выходят на первый план. Проводимая работа по развитию новых маршрутов требует огромных усилий, вложений и работы. В этом плане хочется пожелать Узбекистану удачи».
Член Национального собрания Пакистана Мухаммад Якуб Шейх рассказал, что двухсторонняя торговля между Узбекистаном и Пакистаном осуществляется на протяжении четырех лет, и за это время не возникало серьезных проблем, кроме длительных сроков поставки грузов до севера Узбекистана.
«Конечно, существуют сложности, которые мы должны решить сообща. Одной из таких является перезагрузка товаров с морского на сухопутный транспорт. На это уходит от одного до полутора дней. Мы хотим, чтобы грузы беспрепятственно уходили в Термез», — отметил он.
Пакистан выражает огромное уважение к Узбекистану и ценит усилия, приложенные для развития сотрудничества стран.
Ральф Напель, директор Deutsche Bahn Engineering & Consulting GmbH по Казахстану и Центральной Азии говорил о необходимости трансформации рынка. Он предположил, что Узбекистан может играть ключевую роль в будущем развитии южных маршрутов через Каспийское море к Европе.
Таким образом, в ходе панельной дискуссии эксперты поднимали вопрос необходимости развития транспортно-логистической инфраструктуры и диверсификации транспортных путей.
На третий день форума (26 марта) запланировано посещение туристических городов (Самарканд, Бухара и Хива) и промышленных предприятий.