25 марта в рамках Ташкентского международного инвестиционного форума состоялась панельная дискуссия «Инновации в сфере машиностроения».
Модератором выступил заместитель председателя правления АО Узавтосаноат Азизбек Шукуров. У собравшихся представителей экономического сектора была возможность рассмотреть современные подходы направления машиностроения, изучить возможности для роста.
Первый заместитель директора Центра разработки инвестиционных проектов при Министерстве инвестиций и внешней торговли Мурат Мирзаев рассказал о потенциале в секторе машиностроения. Только инновационные продукты, которые принимаются рынком, могут быть хорошо проданы, сказал он. Разработки и проекты в Узбекистане поддерживаются на государственном уровне, в том числе за счет налоговых льгот и других преференций. Спикер также рассказал о мерах по подготовке кадров, наращиванию оборотов экспорта технологичной продукции и локализации ее производства на отечественных промышленных площадках.
– За счет производства оборудования и комплектующих мы можем обеспечить высокие показатели экспорта при низких логистических издержках, а также создать новые рабочие места – подчеркнул спикер. – Недавний кризис показал, что очень много цепочек поставок были нарушены, поэтому пришлось создать собственные цепочки внутри страны. Мы также планируем развить отношения с другими странами, занимающимися машиностроением, логистикой.
Директор по связям с государственными органами и общественной политике General Motors International Том Каргилл, отвечая на вопрос модератора, сказал, что на рынке автомобилестроения произошли значительные изменения. Сегодня, к примеру, нужно учитывать в том числе и вопросы адаптации к климатическим изменениям в отношении производства автомобилей, подчеркнул Том Каргилл.
Пример инноваций – автономные автомобили, такси, управляющиеся при помощи камер и радаров, без участия человека. Это полностью изменит сферу перевозок пассажиров. Без соблюдения норм и стандартов вы не сможете пользоваться автомобилями на электрических аккумуляторах, подчеркнул спикер. Он также отметил важность учета особенностей использования автотранспорта в разных странах. К примеру, в Европе сейчас большой рост покупок электромобилей. В ЕС разрабатываются новые нормативы в отношении электрокаров, зарядных станций. В этом плане – большая роль правительства в этих государствах, где стимулируют использование транспорта, которое не загрязняет окружающую среду.
– General Motors гордится, что работает в Узбекистане. Здесь находится производство компании, специалисты которого выпускают продукцию не только на локальный рынок, но и на внешний. Мы слышали вчера речь президента, ознакомились с его видением. Думаю, реформы необходимы в такой отрасли, как машиностроение, необходимо увеличивать локализацию, выпуск запчастей.
В свою очередь генеральный директор UzAuto Motors Бу Андерссон рассказал, что в Узбекистане он уже семь месяцев, ознакомился с производством в Асаке. Он отметил особенность населения Узбекистана, большую часть которого составляет молодежь — 60 процентов.
– Я впечатлен, что здесь работают молодые специалисты, молодая команда, – подчеркнул Бу Андерссон. – Мы собираемся создать новый трекер с улучшенной турбосистемой, которая помогает экономить топливо. Для производства машин требуется порядка двух тысяч деталей.
Он сказал о планах по увеличению производства машин, локализации производства необходимых компонентов для автопрома. Некоторые потребители жалуются, что приходится долго ждать очереди. Это из-за того, что мы не только ориентируемся на местный рынок, но и стараемся улучшить наше производство.
Директор по СНГ John Deere Алексей Кузнецов рассказал о планах зарубежной компании в Узбекистане.
– Мы фокусируемся на технологиях и инновациях. Аграрный сектор – уже не такой как раньше, в нем используется машинный труд, происходит диджитализация сферы. Недавно отменили бойкот для хлопка Узбекистана. Думаю, это будет хорошей возможностью для развития этого направления. Вместе с тем, говоря о развитии, мы должны понимать, что локализация не может быть не затратной. Кроме того, важно качество товаров.
Участники секций сошлись во мнении, что в приоритете – выпуск конкурентоспособной, качественной, экспортоориентированной продукции.
Представитель в Узбекистане Deutsche Bahn Engineering & Consulting G Иннокентий Беляков-Загуменнов подчеркнул растущий оборот грузовых перевозок Узбекистана и сказал, что необходимо работать над тем, чтобы как можно больше экспортировать продукции. Для этого нужны не только инвестиции, но и сотрудничество со странами-партнерами по вопросам транзита, создания транспортных коридоров и «зеленой» повестки, в которой также играет немаловажное значение ж/д сообщение.
– Для нас Узбекистан является стратегическим партнеров, – отметил Иннокентий Беляков-Загуменнов. – Мы работаем и по развитию железнодорожной инфраструктуры. Видим, как меняется страна. Это можно наблюдать, воспользовавшись возможностями железнодорожного сообщения. Мы принимали участие также в расширении ташкентского метрополитена. Хочу отметить, что Узбекистан находится в сердце Центральной Азии и в центре происходящих событий. Особую роль видим не только в развитии трансафганского маршрута, но и транскыргызского. Есть также потенциал для становления Узбекистана в качестве логистического хаба.
Участники обсудили не только нынешнее положение на этом рынке, но и перспективы подготовки новых кадров, внедрение инновационных подходов и использование современных решений для развития этой перспективной отрасли.