Развитие транспортных коридоров может быть выгодно всем странам региона. У участников сессии «Трансформация торговых потоков в Центральной Азии и их капитализация», проводимой в рамках Ташкентского международного инвестиционного форума, была возможность обсудить перспективы взаимодействия, точки роста, а также будущее реализуемых проектов.
Модератором сессии выступил региональный экономист ЕБРР Эрик Ливни. Отмечено, что исторически в регионе Центральной Азии пересекались маршруты Великого шелкового пути. В наши дни улучшение транспортной инфраструктуры, сокращение задержек в поставке грузов и снятие барьеров напрямую отражается на показателях экономической деятельности.
Советник президента Республики Узбекистан
по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной
и внешнеторговой политики Равшан Гулямов в рамках сессии отметил, что в последние годы соседние государства активно открывают в нашей стране свои компании. Узбекистан нацелен на сотрудничество по ряду направлений – как в различных секторах экономики, так и туризма.
Об этом же говорил и Шавкат Мирзиёев на Ташкентском международном форуме. На открытии международного мероприятия он сказал, что благодаря реформам ожидается увеличение валового внутреннего продукта до 100 миллиардов долларов, а ежегодного экспорта — до 30 миллиардов долларов в течение следующих пяти лет. Кроме того, доля частного сектора в ВВП достигнет 80%. «Наша цель — сделать Узбекистан одной из стран с самым высоким уровнем дохода в мире к 2030 году», — сказал он.
Главный исполнительный директор группы компаний VEON Каан Терзиоглу подчеркнул значимость цифровизации в развитии государств. У Узбекистана есть потенциал для внедрения информационных технологий и подготовки кадров для этой отрасли, так как цифровые технологии необходимы для многих сфер – и экономики, и образования, и социального сектора. Говоря о целях холдинговой компании, он сделал акцент на распространение сетей формата 5G на территории стран Центральной Азии.
Говоря о достижениях страны, заместитель министра инвестиций и внешней торговли Бадриддин Абидов отметил, что в прошлом году вступила в силу специальная система преференций Европейского союза для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+), куда Узбекистан был принят в качестве страны-бенефициара в рамках Всеобщей схемы преференций (GSP). Это позволило инвесторам и представителям частного сектора, прежде всего из стран ЕС, реализовать перспективные проекты в Узбекистане.
Наряду с этим за счет модернизации транспортной системы у стран Центральной Азии могут появиться новые конкурентные преимущества благодаря увеличению товарооборота, а также решению проблем в транспортно-логистической сфере.
Государственный министр инвестиций, председатель Совета инвестиций при премьер-министре Пакистана Мухаммад Азфар Ахсан отметил, что Узбекистан открывает двери многим инвесторам из разных стран. Благодаря такому шагу в Узбекистане работают 25 фирм из Пакистана. Кроме того, есть заинтересованность в развитии транспортных коридоров за счет выхода на морские порты и укреплению сотрудничества на международном уровне.
Региональная интеграция, особенно в транспортно-транзитной сфере, позволит повысить эффективность в реализации транспортно-транзитного потенциала стран Центральной Азии, а также будет способствовать ее инвестиционной привлекательности как общего рынка.
Необходимо выстраивать логистику через торгово-логистические центры, подчеркнул генеральный директор Kyrgyz Eco LLC – «Кыргыз Эко Экспорт» Улан Максымбеков. Многое зависит от ценообразования товаров, а оно в свою очередь – от налаженной транспортной инфраструктуры. Последние события в мире приводят к изменениям, в том числе в экономическом сотрудничестве, сказал спикер. Если мы сократим дороги, то создадим новые условия для развития.
Одним из успешно реализуемых проектов на международном уровне стала инициатива Китая «Один пояс – один путь», в которой непосредственно используется транзитный потенциал Центральной Азии. Важным направлением торговли могут стать Иран, Афганистан, Пакистан, Индия.
Заместитель министра экономики и коммерции Кыргызской Республики Канатбек Абдрахманов рассказал о сотрудничестве между Узбекистаном и Кыргызстаном, которое складывалось исторически. У государств-соседей есть потенциал для развития транспортно-логистической системы. Замминистра отметил и перспективы налаживания транспортных коридоров с Китаем, Индией Турцией и странами ЕС. Он подчеркнул, что проводимый международный форум – хорошая возможность обсудить актуальные вопросы отрасли лицом к лицу, а новые условия для развития внешней экономики позволят создать рабочие места для населения двух стран.
Генеральный директор по Кавказу и Центральной Азии, Procter & Gamble Дегер Куртасланоглу рассказал об опыте работы этой зарубежной компании в условиях трансформации современного рынка. Кроме того, эксперт подчеркнул, что Узбекистан сегодня – отличная площадка для инвестиций международных компаний.
Также в рамках мероприятия отмечалось, что в странах Центральной Азии есть большой экспортный потенциал. Выпускать продукцию с ориентиром на государство-соседа может быть выгодно для всех сторон.
Президент Mangold Consulting Клаус Мангольд подчеркнул, что инвестиции в людей никогда не перестанут быть актуальными. Малый и средний бизнес будет развиваться только при улучшении логистики, считает эксперт. Узбекистан в последние году улучшает свои транспортные пути для выхода на европейский рынок, заметил он, и пожелал молодым людям работать над собой и вносить вклад в ее развитие.