В столице проходит Первый Ташкентский международный инвестиционный форум. В его рамках состоялась панельная дискуссия «Цифровизация транспортных систем».
За последние пять лет в Узбекистане цифровизация охватила практически все сферы экономики. Не исключение и транспортная отрасль, которая играет важное значение в развитии городов и населенных пунктов.
— Во-первых, в госсекторе мы во всех отраслях достигли цифровизации. В частности, в Министерстве транспорта мы всё перенесли в цифровой формат, -говорит Жасурбек Чориев, замминистра транспорта Узбекистана. — Если говорить конкретно об отдельных отраслях, то в сфере авиации самый большой шаг – цифровизация деятельности аэропорта и Uzbekistan airways, полная цифровизация управления. Это все предоставляет большие возможности для установления партнерства. В железнодорожной сфере мы также идем по пути цифровизации. В частности, запущены скоростные поезда, билеты продаются через цифровую платформу. В Ташкенте на 50 процентов сокращены транзакции с наличными, на подходе и остальные города.
В цифровую эпоху перспектива развития транспорта определяется новыми принципами организации управления потоками пассажиров и грузов. Интегрированное выстраивание экосистемы логистических коридоров, альтернативная энергетика и беспилотные системы – все это невозможно без сквозной цифровизации отрасли.
Сегодня растет роль так называемого «Middle Corridor», как альтернатива Северному коридору, соединяющему Китай и Центральную Азию с Турцией и Южной Европой. В то же время коридор нуждается в совершенствовании для повышения скорости и снижения затрат. Своим опытом поделилась DP World.
— Рад принимать участие в данном форуме. Впервые встречаю такого целеустремленного Президента, который внимательно всех слушает, проводит важные реформы, благодаря которым Узбекистан открывается для мира, — говорит Махмуд Аль-Бастаки главный операционный директор, DP World. — Что касается нашей компании, то мы используем цифровые инструменты для оптимизации цепочки поставок и логистики. Мы хотим, чтобы карго включало в себя все пункты передвижения — от поставщика — до двери клиента. На форуме неоднократно говорилось о роли цифровизации. Хочется отметить, что цифровизация очень важна для транспортной отрасли. Если нет цифровизации, то появляется место для коррупции, замедляются передвижение, страдает качество грузовых операций.
Одна из наших целей — восстановить Шелковый путь. Сейчас тот момент, когда это необходимо сделать. Именно цифровые решения помогут решить эту проблему.
Отмечен и опыт Международного союза автомобильного транспорта.
— Что нужно транспортному союзу? Стойкость. Сейчас есть нестабильность, есть вызовы, — говорит Татьяна Рей-Беллет, директор МДП и Транзит, Международный союз автомобильного транспорта. — Решать проблемы помогает цифровизация, которая очень важна в том числе с точки зрения документооборота. Сегодня в области международных перевозок автотранспорта есть две системы цифровизации — TIR и CMR и они обе основаны на конвенции ООН.
ТИР используется по всему миру в 77 странах, в том числе и в Узбекистане. В прошлом году мы отметили значительный рост, а в текущем году увеличение — на 40%. В Узбекистане благодаря использования ТИР грузовые автотранспортные перевозки вышли на новый уровень.
— Первый раз в Узбекистане я был в 1992 году. Сегодня в стране произошли большие изменения, — говорит Ахмед Зафар, директор по развитию, TCS Holdings, Пакистан. — Но одно осталось неизменным – теплый и дружелюбный народ. TCS Holdings — самая большая логистическая компания в Пакистане. Наш бизнес развивается благодаря цифровизации. Получаемые данные в нашей системе помогают принимать оперативные решения. Мы также являемся первой компанией в Пакистане, которая в 2018 году присоединилась к Е- тиру.
До этого у нас было четыре коммерческих рейсов в Узбекистан через Афганистан. Е-тир позволил перенестись в другую плоскость цифровых технологий. Мы облачно можем сохранять данные и распространять их в электронном формате через все пункты передвижения груза. Е — Тир позволяет иметь глобальную взаимосвязанность, помогает таможенным органам интегрироваться.
— Цифровизация – веление времени и она также должна быть в сфере транспорта, — говорит Асет Асавбаев, Генеральный секретарь, Межправительственная комиссия TRACECA. — 13 стран являются нашими партнерами, в том числе и Узбекистан. Все они занимаются цифровизацией.
Есть два основных направления: реализация международных инициатив – осуществлять которую необходимо сбалансированно и работать не только на территории своей страны, но и всего транспортного коридора. ЕСМР – вторая инициатива, направленная на перенесение на цифровой носитель.